Главная » Статьи » Культура » Музыка

Интервью с личностью: Сергей Проценко - саксофонист группы ШИЗО
Интервью с личностью

Недавно в нашем городе (Чернигове - від ред.) прошел концерт немало известной группы ШИЗО. Концерт, увы, не вызвал огромного ажиотажа у публики и не собрал аншлаг. Но тем, ни менее участники группы ШИЗО («Широко Закриті Очі» - від ред.) и их преданные поклонники остались довольны увиденным и услышанным шоу.   Недавно по городу пронеслась информация, что проект ШИЗО приостановлен.  Но каждый из музыкантов этого творческого объединения живёт своей жизнью, и каждый из них интересная личность.

С саксофонистом группы ШИЗО Сергеем Проценко мы расположились в уютном черниговском парке, и он согласился ответить на несколько интересующих меня вопросов о его жизни в проекте и без него. Это интервью я и хочу предоставить вашему вниманию, дорогие читатели!

-В каком возрасте проявилась тяга к музыке?  Как ты начал заниматься музыкой?

Идея заниматься музыкой естественно исходила от родителей.  Потому что очень часто, в семье, где родители музыканты, дети тоже занимаются музыкой. Мне кажется, что у большинства детей музыкантов так получается.  Поэтому само собой меня эта участь тоже постигла.  И самое интересное то, что,  не смотря на то, что я сейчас играю на кларнете и саксофоне, заниматься я начал на балалайке.  (Смеется)  Я, кстати, очень горжусь этим фактом своей биографии.

Мы жили в небольшом посёлке.  И  мои родители  отдали меня тому преподавателю, которому они доверяли.  И не инструмент играл роль, а именно личность педагога.  И поэтому я учился у педагога сильного, , но это оказался педагог по балалайке.  Именно поэтому я был балалаечником два года, и мне тяжело очень  это давалось, я терпеть не мог вообще, то чем я занимался.

 - А как же тогда в твоей жизни появились такие инструменты, как саксофон и кларнет?

Точно также: Когда мы переехали в другой город, там педагог, которому мои родители доверяли, оказался специалистом духовиком.  Но  я больше чем уверен, что тут ещё один фактор сыграл роль. Дело в том, что отец моей мамы играл на кларнете. И моя мама мечтала, что бы я тоже играл именно на этом инструменте.

- Ты уже сказал, что тебе не нравились в детстве занятия музыкой. Насколько твое отношения к таким предметам, например, как сольфеджо или музыкальная литература изменились на сегодняшний день?

Да, мне абсолютно в детстве музыка не нравилась. Единственное, что меня немного привлекало, это - слушать музыку. Мне нравилось, то чем занимался мой отец, а он всегда занимался музыкой. У него был оркестр. И спустя пару лет, как я уже немного освоил духовой инструмент, я уже играл в оркестре.  Естественно, на тот момент ещё слабенько играл, но тем, ни менее вот таким образом меня отец приобщал.  В детстве я не испытывал рвения к профильным предметам, в принципе, так же, как и все мои сверстники с которыми я ходил в музыкальную школу.  Сейчас конечно всё по-другому.  Моё отношение, очень сильно изменилось в тот день, когда я приехал в музыкальное училище на прослушивание.   Для меня студенты училища были, чуть ли не сверхъестественными людьми. Я помню, я думал в тот момент, что эти люди уже сделали, что-то такое немыслимое   - они уже тут учатся, они уже поступили, а мне всё это только предстоит пройти.  И вот с того момента всё поменялось – мне действительно очень захотелось поступить. Я посчитал, что это круто. И я решил для себя, что я буду просто вкалывать. Поставил себе цель, что если я туда поступлю, то я буду заниматься день и ночь. Я считаю аксиомой то, что если хочешь чего-то достичь, то нужно трудиться день и ночь.

– А кем ты хотел стать в детстве?

Я очень люблю рассказывать о своей детской мечте.  Всегда в школе в первом, во втором классе пишется сочинение на эту тему.  Я всегда отвечал очень точно: Я хочу стать машинистом. Я хочу управлять паровозом. Вот это была моя детская мечта.  Я, кстати, до сих пор ни разу не был в кабине машиниста. Хоть это и мечта, но я не хочу её осуществлять, потому что осуществление мечты тянет за собой  смешанные ощущения, от того, что это уже произошло, а не сбывшаяся мечта бесконечно вдохновляет.

– Давай поговорим о твоём музыкальном инструменте – о саксофоне.   Саксофон сам по себе импровизирующий инструмент. От чего зависит импровизация  - от внутреннего состояния? 

Сразу хочу развеять миф, что саксофон единственный инструмент, который создан для импровизации, а все остальные инструменты нет. Потому что импровизировать можно абсолютно на всех инструментах.  Могу это аргументировать, углубившись немного в музыкальную специфику:  Бах в своё время тоже занимался импровизацией. Бах! Который создавал музыку до Моцарта, до Бетховена – то есть до периода классицизма.  Бах играл импровизации, но, конечно же,  эти импровизации отличаются от импровизаций, которые мы слышим сейчас.  Есть у Баха очень известные «Фантазии». Так вот «Фантазии» - это не что иное, как импровизации.  Вообще, если верить музыковедам, то после Баха никто ничего нового в музыке не придумал. Просто для саксофона  импровизации более характерны – мы слышим чаще всего импровизации именно от этого инструмента.  Может быть и потому, что саксофон очень популярный инструмент, к тому же джазовый.   А импровизации более всего характерны для джаза.  Дело в том, что сама импровизация, такая, какую мы привыкли слышать сейчас, она родилась именно с джазом.  Из этого можем сделать вывод, что саксофон джазовый импровизирующий инструмент. Инструмент, который я очень сильно люблю. Но, так получилось, что осваивать я его начал не так давно, но не с нуля.  Как я уже говорил, я  играю на кларнете, и именно поэтому мне было легче учиться играть на саксофоне. 

На счёт импровизаций очень интересный вопрос, так как изначально, когда джаз развивался в Америке в послевоенное время, импровизация была основой джаза.  И то что делали, не побоюсь этого слова художники джазмены того времени – это были шедевры! Естественно, то, что они создавали – это было состояние их души. Они в своей музыке высказывали то, что они в тот момент переживали.  Со временем импровизация стала больше изобразительной, нежели изображением внутреннего состояния человека.  Она скорее стала больше изображением мыслей. Она перестала выражаться столь глубоко. Хотя, например Джон Колтрейн (известный всему миру саксофонист) выражал свои эмоции очень глубоко.  Лично мне импровизировать доставляет огромное удовольствие.  Я как раз занимаюсь освоением этого, но даже те потуги, которые мне удаются в плане импровизации, приводят меня просто в немыслимый восторг.   Это то,  чему можно посветить всю свою жизнь.  Ведь импровизация- это своеобразная фантазия. И, на мой взгляд,  любой творческий человек любит фантазировать. Мне удаётся фантазировать в музыке больше всего.

- А в жизни ты любишь импровизировать?

Да, я очень люблю импровизировать и в жизни.  Хотя у меня на самом деле целая жизненная дилемма: с одной стороны я хочу быть организованным человеком, а с другой для меня характерна спонтанность.  Я на самом деле свои жизненные импровизации расцениваю, как свой личный порок. 

У меня бывает такое, что нужно что-то делать, а я не могу с собой совладать, если можно вместо того, что нужно делать, сделать то, что  хочется.  На самом деле хорошо делать, то, что хочется, но когда делаешь, то, что нужно и проявляешь упорство и усидчивость, то у тебя повышается самооценка.  Именно поэтому я пытаюсь балансировать. Я со временем нашел своеобразный компромисс приемлемый для себя: то есть, когда я понимаю, что нужно проявить спонтанность, то я её проявляю, когда надо закончить начатое, то стараюсь все-таки работать по плану.

Я терпеть не могу статичность. Мне никогда не нравилось ходить на работу на одно и то же время. Свободный график – это очень классная вещь, ведь статичность и планирование для меня не характерны.


- Сколько времени в день в часах ты отдаёшь занятиям музыкой?

Так как моя профессия связана с музыкой, я много отдаю ей своего времени.  Я играю в оркестре и если у меня есть репетиция, то это 4 часа моей жизни. Естественно любому музыканту нужно заниматься и индивидуально.  И вечерами я с огромным удовольствием уделяю ещё пару часов на занятия музыкой.  Но заниматься очень- очень много – я понял, что это не очень хорошо. (Смеётся) Потому что, как не крути, но есть и другие прелести жизни, кроме занятий на любимом инструменте, даже если он и сильно любим.  И не хочется себя изолировать и ограждать от всего остального.

- Проект ШИЗО  был для тебя  творческим или всё - таки коммерческим?

  Творчество было, хотя конечно не очень много.  Проект изначально задумывался, как коммерческий. Ведь любой музыкант хочет зарабатывать деньги музыкой и музыканты группы ШИЗО не исключение!  В условиях настоящей действительности, где музыка стала исключительно коммерческой  проект ШИЗО задумывался как коммерческий, он и стал таковым, но не получил должного развития. Что же касается музыки, которая имеет гармонию,  мелодию, какой-то эстетичный вид, то в проекте она, конечно же, присутствовала, хотя и в недостаточном количестве, но в связи с этим и творчество  тоже присутствовало при самом создании этой музыки.

- Проект ШИЗО в данный момент времени приостановлен. Есть ли проект, в котором ты играешь сейчас?  И какой он?

Проекта как такого нет. Но есть идеи по этому поводу. Но идеями, как известно не делятся (Улыбается).

- Ты занимаешься звукорежиссурой. Какое место в твоей жизни  она занимает? Что это для тебя? Работа или тоже своеобразное творчество?

Звукорежиссура – это реализации своего второго« Я». Мне ещё в детстве всегда хотелось всё разобрать. ВСЕГДА! У меня не было ни одной целой игрушки. Родители естественно обижались. Один раз даже произошел своеобразный конфуз. У меня был фильмоскоп, который мне подарила тётя, но я этого не знал. Они жили на севере и очень редко приезжали. И  вот надо же было мне, как раз в тот день, когда тётя приехала к нам в гости при ней разобрать фильмоскоп. Мне потом родители сказали, что тётя очень обиделась. Так что был вот такая  неприятная история.

  Меня очень сильно увлекали паяльник, проводочки всякие,  лампочки, динамики, магазин «Юный техник» - это был мой любимый магазин.  Я очень сильно увлекался паянием, даже помню, была такая ситуация: Телевизор стоял в одной комнате, а я в другой комнате делал уроки, но мне хотелось телевизор хотя бы слушать. (Смеется) И я взял, и логическим путём, меня же никто этому не учил, припаял провода, поставил динамик у себя в комнате, делал уроки и слушал какой-то сериал, это развлекало меня.  И в школе я постоянно проводил дискотеки.

В общем, это меня всегда привлекало. Звукорежиссура на половину творческая на половину техническая профессия.  То есть она мне подходит. И мне всегда безумно нравились люди, которые сидят за пультом. Я даже когда в детстве ходил на концерты, мне было абсолютно не важно, что происходит на сцене, я наблюдал за человеком, который за пультом и считал его самым главным.


- Последний вопрос всегда должен быть каким-то каверзным. Чаще всего спрашивают о личной жизни.  Есть ли в твоей жизни человек, которому ты первому сыграешь новое произведение, и который тебя вдохновит на следующее?

На самом деле человек, которому ты это сыграешь, может и не быть твоим спутником жизни. Ну, я бы с удовольствием сыграл своему отцу. Хотя вопрос о личной жизни, но для меня тот человек, которому бы я смог сыграть совсем с этим не связан….. а что касается вдохновения…..

То, конечно же, любимый человек вдохновляет бесконечно.  Но сомневаюсь, что  я сыграл бы   какое-то своё творение своему любимому человеку….  Мне кажется, любовь – это самое главное в жизни.  Я, по крайней мере, в это верю. Любовь – это неотъемлемая составляющая жизни каждого человека и моей в частности. А для творческого человека это ещё более важно, потому что это действительно, то, что вдохновляет.  Любовь – это свобода, ведь ты свободен тогда, когда ты любишь и любим.…    На данный момент своей жизни я чувства любви не испытываю.  

Вот  на такой музыкальной лирической ноте закончилась наша беседа с талантливым музыкантом и  просто интересной личностью Сергеем Проценко.   Поблагодарив друг друга за внимание, я отправилась домой, что бы поскорее поделится с вами, любимые читатели услышанным. 

Наш город  богат талантливыми Личностями, известными не только в приделах Чернигова. Мы можем гордиться нашим городом!

 

Категория: Музыка | Добавил: CITYPOST (05/05/2009) | Автор: Ксения Зима
Просмотров: 5715 | Комментарии: 5 | Теги: Сергей Проценко, широко закриті очі, ШиZО, Чернигов, ШИЗО | Рейтинг: 5.0/2
Подобные материалы:
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 CITYPOST • 18:26:17, 05/05/2009
cool Зер гуд
avatar
1
2 Акула • 19:46:32, 05/05/2009
Прикольненько smile
avatar
0
3 CITYPOST • 21:45:25, 07/05/2009
широко закриті очі
avatar